45 лет «Служебному роману» Эльдара Рязанова: как снимали фильм

Автор: Олег Пека

В 1977 году 26 октября на экраны вышел фильм «Служебный роман». Эта лента о поздней любви двух сослуживцев имела огромный зрительский успех, стала лидером кинопроката и получила Государственную премию СССР. Фильму Эльдара Рязанова исполнилось уже 45 лет, но его до сих пор любят и цитируют. Рассказываем как снимали одну из самых культовых советских комедий.

В момент творческого простоя, когда руководство Госкино свернуло несколько проектов Эльдара Рязанова, знаменитый режиссер, чтобы заработать на жизнь, взялся за написание пьес совместно с драматургом Эмилем Брагинским. Дело это оказалось выгодным, поскольку легкие комедии на современные темы пользовались большим спросом, их охотно ставили театры по всей стране.

Именно так в 1971 году и была написана пьеса «Сослуживцы», и тогда же поставлена сразу в двух театрах — ленинградском Театре комедии и московском театре им. Маяковского, а затем в десятках провинциальных тетаров. В ленинградской версии главные роли играли Пётр Вельяминов и Ольга Волкова, на столичной сцене Калугиной и Новосельцевым были Галина Анисимова и Борис Левинсон. В 1973 году на телеэкраны вышел двухсерийный фильм-спектакль, поставленный по версии театра им. Маяковского, но эта постановка была настолько слабой и невыразительной, что Рязанов, посмотрев ее, пришел в ужас и решил снять свою версию.

Рабочее название фильма было «Сказка о руководящей Золушке». Вместе с Брагинским они расширили историю, добавили персонажей и сюжетные линии (в пьесе было только шесть действующих лиц!) и стали искать актеров.

Перед съемками фильма «Служебный роман» Эльдар Рязанов получил карт-бланш на выбор актеров. Режиссер мог самостоятельно подбирать любых актеров как на главные роли, так и на второстепенные без каких-либо проб и согласований.

Андрей Мягков первым получил приглашение на участие в съемках в новом фильме. После выхода «Иронии судьбы» актер буквально купался в зрительском внимании, поэтому съемочной группе нужно было кардинально изменить его внешность, чтобы у зрителя не возникало ассоциаций с Женей Лукашиным. Характерные очки в широкой оправе, растрепанные волосы, ужасные усы вкупе с немного нелепыми движениями и несвязанным бормотанием сформировали «канцелярского недотепу» Новосельцева.

Эльдар Рязанов очень давно хотел поработать с Алисой Фрейндлих, пробовал её на роли в «Гусарской балладе» и «Зигзаге удачи», но по разным причинам сотрудничество не получалось. Для Фрейндлих, служившей в театре имени Ленсовета удастие в ифльме Рязанова означало безумно тяжелые полгода одновременных съемок и работы в театре. Ей каждую ночь приходилось ехать или в Ленинград в театр, или в Москву на съемки.

Чтобы создать нужный образ Людмилы Калугиной, в костюмерной «Мосфильма» искали максимально бесформенные, вышедшие из моды наряды. Оператор добавил свои пять копеек, когда принес старые отцовские очки в грубой оправе – так и получилась знаменитая «мымра».

Следующими были приглашены Светлана Немоляева и Олег Басилашвили. Оба актера немногим ранее пытались заполучить роли в кинокартине «Ирония судьбы». Басилашвили даже начинал сниматься, но был вынужден уйти из картины в связи со смертью отца (знаменитый факт: именно фото Басилашвили Надя поднимает из сугроба). В новой картине Олег Басилашвили видел себя исключительно Новосельцевым, но Рязанов убедил его примерить на себя образ карьериста и подлеца Самохвалова.

Во время съемок Олегу Басилашвили была предоставлена новенькая «Волга». По первоначальному замыслу планировалось снять несколько сцен, в которых актер разъезжает по городу, но Басилашвили совсем не умел водить. К нему даже прикрепили инструктора, который должен был научить его азам вождения, но из-за очень загруженного графика не удалось набрать достаточное количество часов наезда. В связи с этим во время съемок одной из сцен Олег Басилашвили по своей неопытности на скорости врезался в киоск «Союзпечать». После этого инцидента было принято решение исключить из фильма все поездки Самохвалова.

Чтобы не превращать «Служебный роман» в телевизионный спектакль, Эльдар Рязанов решил «разбавлять» сцены внутри зданий видами бурлящей пешеходами и автомобилями Москвы, а также пейзажами. Многим зрителям картина запомнилась потрясающими «парадными» видами города. Как признался сам режиссер, он хотел, чтобы столица стала одним из действующих лиц.

Статистическое учреждение, где работали главные герои, снимали в трех разных местах Москвы. Фасад дома — это Федеральное агентство морского и речного транспорта на Кузнецком мосту, кабинет Калугиной имел выход на крышу дома девятиэтажного дореволюционного «небоскреба» в Большом Гнездниковском переулке, а кабинеты со всей обстановкой были построены в павильонах «Мосфильма». В одном здании с безымянным статистическим учреждением работали такие организации, как «НИИ Чего», «Мосрыбстрой», «Главкость», «Комитет по делам угля» и «Специзолятор при МЗСТУФХЦ». Соответствующие таблички можно увидеть у дверей здания.

В кабинете у Людмилы Прокофьевны стоит редкая и дорогая по тем временам вещь — венгерский компьютер Videoton-340, который подключался к вычислительному центру. Его ежедневно привозил на съёмочную площадку сотрудник Центрального статистического управления, а вечером увозил обратно. Стоил он сумасшедших денег — чуть меньше полумиллиона рублей. У остальных сотрудников на столах стояли печатные машинки, телефоны и болгарские электрические калькуляторы «Элка», а на стене висела распечатанная на ЭВМ Джоконда — офис 70-х был неплохо укомплектован.

Шурочка из буxгалтерии» и чересчур активная председательница месткома (Людмила Иванова) занимала эту должность и в «Современнике», где тогда служила;

Во время уличных съемок Эльдару Рязанову пришла в голову фраза «У природы нет плохой погоды». И так режиссеру понравилось это высказывание, что через некоторое время он напишет небольшое стихотворение и попросит композитора Андрею Петрова сочинить мелодию под его текст. Правда, Рязанов сразу не сказал композитору, что это его стихи, он выдал свое произведение под авторством англичанина Уильяма Блейка. Все песни в фильме исполняют Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, которому Рязанов наконец-то доверил спеть в кадре (в «Иронии судьбы» за него поет Сергей Никитин).

Фильм «Служебный роман» занимает 19 место в списке лидеров советского проката, а в 1977 году он был премьера номер один — его посмотрели свыше 58 млн зрителей. По результатам опроса журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим по итогам года, а Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков стали лучшими актерами года.

Фильм был популярен и за границей, особенно его полюбили в Китае. В китайских вузах «Служебный роман» входит в программу для студентов, изучающих русский язык, а в пекинском театре «Бао-ли» по мотивам фильма поставили спектакль.

 

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть